top

Жирная война: из подсолнечного масла хотят сделать конкурента оливкового.

Жирная война: из подсолнечного масла хотят сделать конкурента оливкового.
date 26.09.2017 category Новости рынка

Жирная война: из подсолнечного масла хотят сделать конкурента оливкового.

По официальной статистике, за 8 месяцев 2017 года производство нерафинированного подсолнечного масла выросло на 38,3%, до 3,3 млн тонн. Мало какие производства показывают такой рост. При этом мировые цены на этот продукт за последние три года упали с $1000/т до $700/т. Одновременно понемногу сокращается и внутреннее потребление. Поэтому производители ищут возможности больше заработать, не только за счет увеличения вала продукции. В частности, за счет рафинации, дезодорации и последующей фасовки подсолнечного масла, так как на рынках этой продукции цены демонстрируют большую стабильность. Как на внутреннем рынке, так и на внешнем, который обеспечивает валютную выручку производителям.

Как отметила глава Food & Agri Europe, ING Bank (Нидерланды) Питернель Бугаард, Украина в последние годы демонстрирует существенный прогресс в масложировой отрасли. «Еще десять лет назад нельзя было и предположить, что Украина встанет в один ряд, скажем, с Аргентиной, которая тогда была номер один в масложировой экономике, и приблизится к объемам в 20 млн тонн подсолнечника в год», — рассказала она.

По статистике «УкрАгроКонсалт», в сезоне 2016/2017 гг. в мире произведено более 180 млн. тонн растительных масел. Несмотря на нынешние вполне благополучные показатели (первое место в мире по экспорту подсолнечного масла, рентабельность подсолнечника на уровне выше 60% и проч.), перед отраслью стоит ряд проблем, способных весьма существенно изменить картину в самое ближайшее время.

По мнению гендиректора УкрАгроКонсалт Сергея Феофилова, украинское подсолнечное масло рискует повторить судьбу сахара. Так, еще 1990 г. страна занимала первое место в мире по производству сахара и входила в пятерку крупнейших его экспортеров. Однако конкуренция с более дешевым тростниковым сахаром, отсутствие господдержки отрасли и прочие факторы привели практически к полной утрате этих позиций.

Сейчас складывается схожая ситуация. Во-первых, на формирование мировых цен на масла сильно влияет производство наиболее дешевого продукты — пальмового (его производство к 2025 году увеличится на 20-25 млн. тонн). К его стоимости стремятся и цены на другие масла.

Во-вторых, Россия в последние годы наращивает производство и экспорт подсолнечного масла и успешно конкурирует с Украиной. В Новороссийске начато строительство терминала по перевалке растительных масел мощностью 1,5 млн. тонн в год (плюс действующая перевалка в Тамани мощностью 1,2 млн. тонн в год).

По данным ведущего аналитика OilWorld (Германия) Артема Хаммершмидта, в текущем сезоне 2017/2018 гг. по сравнению с 2016/2017, увеличения объемов производства подсолнечника следует ожидать в Аргентине (+0,5 млн т), Турции (+0,2 млн т), Китае и России (по 0,1 млн т). В Украине и Канаде, напротив, прогнозируется снижение показателей на 1,2 и 0,4 млн т, соответственно.

Чтобы противодействовать негативным тенденциям, по его мнению, до 2025 года Украине необходимо создать и продвинуть на глобальном рынке национальный бренд подсолнечного масла как пищевого продукта премиум-класса.

Дополнительно можно использовать преимущества высокоолеинового подсолнечного масла при его продвижении на рынке в качестве премиум-продукта. Как рассказал менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Syngenta Украина Дмитрий Нерода, высокоолеиновое подсолнечное масло не содержит трансжиров, имеет более продолжительный срок годности и его можно использовать для продолжительной жарки (в 5 раз дольше обычного масла).

С одной стороны, по данным экспертов, перспективы экспорта подсолнечного масла как здорового продукта, выглядят заманчиво. Так, среди основных потребителей этой продукции числятся страны Южной Азии (Индия, Бангладеш, Пакистан), ЕС, Китай и США.

Особенно роста импорта нашего подсолнечного продукта, по данным Артема Хаммершмидта, можно в ближайшее время ожидать в Индии, вследствие введения там налога на пальмовое масло.

По данным аналитиков, в этой стране есть спрос на подсолнечное масло как продукт, полезный для здоровья. Всего Индия импортирует около 15 млн. тонн растительных масел.

Как ранее сообщала трейдер «Кернел» Руслана Козаченко, Индия и Китай являются ключевыми странами для экспорта украинского подсолнечного масла. Одна из причин — рост спроса со стороны местных потребителей, для которых ранее подсолнечное масло по цене было недоступным.

Широкие перспективы для наших экспортеров открываются в Африке, где рост населения и экономики стимулирует увеличение потребления продуктов.

В первом полугодии 2017 г. Украина экспортировала подсолнечного масла в более 100 стран мира на сумму около $212 млн, что на 57% больше прошлого года. Такие данные приводит Центр поддержки экспорта при УСПП.

Хотя в последние два года Украина наращивает поставки на экспорт фасованной продукции.
Например, 80 тыс тонн рафинированного и дезодорированного масла у нас купила Малайзия в так называемых flex-tank (пластиковая емкость, «раздувающаяся» внутри обычного морского контейнера). Но не мы диктуем условия, а потому приходится подстраиваться под требования заказчика.

Так, по данным участников рынка, во-первых, рафинирование, дезодорирование и разлив по бутылкам требуют дополнительных затрат. А во-вторых, на зарубежных рынках приходится учитывать разницу в пошлинах. Например, в Индии пошлина на рафинированное масло гораздо выше. То есть покупателям в стране выгоднее рафинировать масло самостоятельно, разливать его в бутылки и уже с этим продуктом выходить на рынок.

Кроме того, по данным заместителя коммерческого директора ТД «Майола» Лилии Войтух, понадобится немало времени и денег на регистрацию торговой марки, сертификацию в странах-импортерах и прочее.